Мудрые слова ... ИННА ЧУРИКОВА О СЕБЕ, ЖИЗНИ И ОБ ИСКУССТВЕ
Когда была маленькой, я представляла себя волшебницей, летающей по
разным странам и превращающей мышей в людей и наоборот. А мама всегда
говорила, что я буду актрисой. Я не стала ее огорчать и пошла учиться в
театральное. Вначале поступала в Школу-студию МХАТ - не приняли.
Экзаменатор глянул на меня и спросил: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?» Я замотала головой. «Это богиня красоты, - пояснил суровый педагог. - Идите и посмотрите на себя в зеркало!» Я побежала в туалет, посмотрела на себя и
расплакалась. Но, видно, это была судьба - идти в Щепкинское училище.
Вадим Цыганков, на курсе которого я потом училась, на вступительных
экзаменах попросил меня не только прочитать что-то, но и сплясать и спеть.
И я начала исполнять... частушки. Комиссия от смеха упала под стол.
Что именно пела - сегодня уже не вспомню, прошло ведь полвека, только какие-то неприличные частушки в голове вертятся...
***
Вместо красавиц-принцесс, о которых я мечтала, мне приходилось играть в основном каких-нибудь домашних животных. Особенно мне запомнился спектакль по пьесе Сергея Михалкова, в котором я исполняла роль лисички. Не поверите: так серьезно готовилась к этой работе, даже в зоопарк ходила! Лисий танец придумала, песенку пела: «Сегодня ровно десять лет, как я в лесу живу. К себе сегодня на обед я волка приглашу». Я рассуждала так: лиса близко к зайчику подойти не может. Если близко, то тогда хочется его съесть. Поэтому, когда я подходила к актеру, который играл зайца, у меня, естественно, возникал аппетит. И, видимо, выглядело это весьма эротично. А литературная часть, которая следила за нравственностью то ли актеров, то ли зрителей, настоятельно посоветовала мне «попридержать природную чувственность». А я так старалась!
***
Ставку в театре мне поначалу предложили не актерскую - 750 рублей, а суфлерскую - 450. В ту пору на эти деньги можно было купить... ну, например, небольшой флакончик духов. Словом, я долго ждала своего часа и все-таки дождалась. А кто-то всю жизнь положит, а шанс ему так и не выпадает. Вообще же, мне кажется, это призвание от Бога, который предназначает тебе ту или иную судьбу. А популярность, честно говоря, это всего лишь проверка на прочность. Не в этом дело, вовсе не в этом...
***
Во время спектакля стояла за кулисами и слышала, как коллеги меня обсуждают. Они говорили что-то обидное, а я плакала. Вдруг подходит ко мне режиссер и обращается строго: «Чурикова, почему вы плачете, сейчас же не ваша сцена, на вас никто не смотрит. Прекратите и немедленно подготовьтесь к выходу на сцену!» Моментом слезы высохли!
***
На пробах к фильму "Морозко" А. Роу, мне пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов. Но в итоге мне досталась отрицательная роль Марфушеньки-душеньки. Мало кто знает, чего мне стоила та роль! Когда снимался фильм, в стране был дефицит продуктов. Гору яблок в кадре заменили чищеным луком, который покрасили пищевым красителем. И вот представьте себе: сцену, где я с упоением грызу яблоки, сняли с пятого дубля, и все это время мне надо было кусать, изображая радость и удовольствие. Та же история была и с молоком - вместо него приходилось пить подкрашенную воду. А увидев себя на озвучке фильма, я разрыдалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино.
****
Глеб (муж) понимает меня как никто другой. Требовательный, строгий, но ему даже не надо говорить много, он просто может посмотреть на меня - и я уже знаю, что делать. Очень доверяю его хорошему вкусу. Мы с ним словно дышим в одно дыхание, одинаково думаем. Не раз замечали, что у нас одинаковые реакции, потребности, желания. Даже делаем что-то порой одновременно - встаем, идем в определенную сторону. Я иногда его спрашиваю: «Глеб, я тебе не надоела?» Он отвечает: «Нет!» «И ты мне», - говорю. Так и живем.
***
Я всегда помню хорошее и не хочу ни на кого обижаться. Зачем? Можно так на обижаться, что и человека не заметишь, хорошего не увидишь...
***
Для молодежи время очень сложное: им сегодня как никогда трудно найти и выразить себя. И я понимаю, насколько важно для молодых людей иметь дело, которое увлекает, задачу, которую необходимо решить, да еще чтобы ангел-хранитель помогал, Господь подбадривал.
***
Я была у Фаины Раневской дома, видела ее собаку Мальчика, дворнягу с большими грустными глазами, как у всех дворняг. У Мальчика была тарелочка, всегда наполненная азу, которое трудно было достать в магазине: времена-то голодные. Но он поворачивался к мясу задом, клал лицо на лапы и смотрел на свою любимую хозяйку, все время поскуливая. А Раневская говорила: "Он мне напоминает молодого Горького на Капри". Ведь как сказано! Пес безумно ее любил, был так предан ей! А она говорила: "Бедный Мальчик, бедный мой Мальчик! Найдите ему суку, он хочет любви... Инночка, найдите ему суку".
****
Раневская - мощная актриса, рассчитанная на жизнь, а не на характерные, жанровые роли. Как она сыграла мать в "Мечте" Ромма - потрясающая драматическая роль! И сколько таких ролей она могла сыграть! Но у нас в кино все были задавлены ограниченным делением актеров на амплуа: вот это - характерная актриса, это - лирическая героиня, это - травести...
***
Я бы с удовольствием, конечно, конкурировала с голливудскими актерами. Но я живу на своей земле, у меня своя Родина, воздухом которой я дышу. А у них совсем другая жизнь, другое кино, другие героини. Хотя я себя как актрису уважаю, но бессмысленно даже думать об этой конкуренции - не было и нет такой возможности... Знаете, я смотрю их картины, и очень редкие актрисы доставляют мне удовольствие. Западное кино попало в рабство стереотипа. Бороться с ним, наверное, уже невозможно. Хотя есть, конечно, и замечательные фильмы с глубокими прозрениями, которые дают надежду на лучшее.
Инна Михайловна Чурикова.